Показ уставшего, изнуренного тела танцовщика стал общим местом в современном танце. То, что в классическом танце скрывалось от глаз и могло происходить только за кулисами, в современном танце выносится на обозрение и становится, таким образом, видимой частью процесса. Это изменение, как кажется, связано с общим вниманием к процессу-альности и перформативности в театре, эстетикой обыденного в искусстве, согласно которым больше идеального результата ценится личное присутствие, а ошибка может быть знаком искомой демократичности. На примере спектаклей Жерома Беля, Оливье Дюбуа, Жюли Ниош, Мег Стюарт мы попытаемся рассмотреть принципы работы хореографов с усталостью как эстетической категорией.
Спикер: Елена Гордиенко, театральный критик, культуролог, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, доцент кафедры менеджмента и культурной политики МВШСЭН.
Мы рассмотрим усталость как один из основных мотивов позднесоветского кинематографа. «Усталость» героев советских фильмов заставляет их либо убегать в альтернативные пространства, попадать в зоны вненаходимости, либо продолжать мучительное пребывание в настоящем, что часто приводит к трагическому финалу. Мы рассмотрим, как поменялся образ уставшего человека в позднесоветском кино, какие кинематографические средства для передачи пространств усталости использовали режиссеры, и как актеры воссоздавали опыт усталости в позднесовестком кино.
Спикер: Анна Краснослободцева, театровед, старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, специалист в области современного театра, перформанса и экспериментального кино.
Видеоигры как индустрия развлечений, за последние несколько десятилетий принявшая строгие очертания, по своей логике будто бы должна служить инструментом для избавления от усталости, тренажером для релаксации или даже счастливым билетом эскаписта, путевкой в иные миры, где нашей физической усталости уже не существует.
Но в действительности архитектура игровых пространств почти всегда так или иначе учитывала и учитывает динамику усталости, пользуется ею для приведение в движение своих механизмов. Усталость/выносливость — базовый параметр, который приписан героям многих ролевых игр, спортивных симуляторов, шутеров. Нередко вызов, который бросает игровая механика ради победы и преодоления препятствий требует от игрока значительных усилий, а значит и неизбежного изнеможения в финале.
Наконец, геймдизайнеры все чаще встраивают в повествование элементы, резонирующие с психологической истощенностью человека играющего и отвечающие ему пониманием. Все это позволяет говорить о видеоиграх как о медиуме крайне чувствительном к усталости и удобном для размышлений о ее формах в современном мире.
Спикер: Максим Селезнев, кинокритик, редактор портала «Искусство кино», видеоэссеист. Работал выпускающим редак-тором сайта Cineticle. Публиковался в изданиях Сеанс, Colta, Senses of Cinema, La Furia Umana и др. В качестве пригла-шенного редактора работал над номером Сеанса посвященном корейскому режиссеру Хон Сансу.
Вход на лекции свободный по регистрации.
Дата: 26 ноября 17:00
Подробнее о «Конгрессе уставших» по ссылке:
www.special.design.hse.ru/kongress-...
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.