Evgeny Bylina — «Jurgenson frequency». Listening as hallucination, listening as desire, listening as fiction

Онлайн-лаборатория и резиденция в рамках Года Германии в России 2020/21, совместный проект лейбла Klammklang и магистерских программ Sound Studies and Sonic Arts Университета искусств в Берлине (UdK) и Sound Art and Sound Studies Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Искусство и культура 16+

В 1959 году шведский продюсер и радиолюбитель Фридрих Юргенсон, записывая на магнитофонную ленту голоса птиц, обнаружил на пленке странные голоса — и решил, что они принадлежат его умершим родственникам. В последствии, благодаря деятельности его сподвижника, психолога Константина Раудива, подобный феномен получил название EVP (electronic voice phenomenon) и стал одной из сфер изучения любителей паранормальных явлений. Стремясь объяснить этот загадочный феномен, психологи упоминали парейдолию и апофению, радиотехники — интерференцию волн, саунд-артисты же нашли еще один метафорический ресурс для художественной практики. Однако, если отказаться от рационального скепсиса и здравого смысла, можно вспомнить слова Фридриха Киттлера о том, что после изобретения звукозаписи призраки всегда преследовали и оформляли любые рассуждения о природе звука. Так, популяризатор радио Гульельмо Маркони считал, что звуки не исчезают, а лишь становятся тише — достаточно построить сильный приемник, и мы сможем услышать Нагорную проповедь. Томас Эдисон под конец жизни собирался создать спиритофон. Не стоит упоминать, что одним из главных сюжетов вокруг современной музыки стала дерридианская «хонтология».

Что если отринуть предубеждения и всерьез внять голосам, которые раздаются из ниоткуда? В ходе лекции мы примем это убеждение и постараемся рассмотреть различные режимы вслушивания, которые возникают в связи с феноменом EVP. На наш взгляд, детальный анализ сквозь призму психоанализа, феноменологии и медиатеории позволит заново поставить вопрос о природе слуха, взаимоотношении звука, голоса и техники, а также проанализировать самого субъекта, который вступает в отношения со звучащим.

Евгений Былина — теоретик культуры, саунд-исследователь, философ, музыкант, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, редактор серии «История звука» в издательстве «Новое литературное обозрение»

Лекция пройдет на английском языке.

__________________________________________________

 

In 1959, Swedish producer and radio amateur Friedrich Jurgenson, while he was recording the birds, found strange voices on the tape — and decided that they belonged to his deceased relatives. Later, thanks to the work of his follower, psychologist Konstantin Raudive, such a phenomenon was called EVP (electronic voice phenomenon) and became one of the fields of study for fans of paranormal. In an effort to explain this mysterious phenomenon, psychologists mentioned pareidolia and apophenia, radio engineers — wave interference, while sound artists found another metaphorical resource for their artistic practice.

However, if we reject rational skepticism and common sense, we can recall the words of Friedrich Kittler that after the invention of sound recording, ghosts have always haunted and shaped any discourse about the nature of sound. For example, the popularizer of radio Guglielmo Marconi believed that sounds do not disappear, but only become quieter — if we build a strong receiver, we can hear the Sermon on the Mount. Thomas Edison at the end of his life was going to create a «spirit phone». It is not necessary to mention that one of the main themes around contemporary electronic music has become Derridian «hauntology».

What if we put aside our preconceptions and seriously listen to the voices that come out of nowhere? We will accept this belief in the course of the lecture and try to consider the various listening modes that arise in connection with the phenomenon of EVP. In our opinion, a detailed analysis through the prism of psychoanalysis, phenomenology and media-theory will allow us to re-raise the question of the nature of listening, the relationship of sound, voice and technology, as well as to analyze the subject itself, that enters into a relationship with the sonic.

Evgeny Bylina is a cultural theorist, philosopher, lecturer at HSE Art and Design School, editor at New Literary Observer Publishing House.

Поделиться:

1304 дня назад
25 мая 2021 19:00–21:00

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов